При появлении новых технологий и сервисов украинское законодательство в сфере телевидения и радиовещания не дает ответа на ряд вопросов регулирования деятельности новых аудиовизуальных медиа.Технологический прогресс не даст парламентариям шансов догнать его, если они не будут учитывать перспективы и инновационные тенденции отрасли, а лишь будут следовать реалиям.

Сейчас как раз активно ведется работа над новой редакцией Закона Украины «О телевидении и радиовещании» (ЗУ «Про аудиовизуальные услуги»).

Для эффективного регулирования стоит острая необходимость выработать хорошую теоретическую концепцию, которая будет учитывать опыт разных стран, и уже потом прибегать к практическим шагам.

Сегодня мы решили обсудить и проанализировать регулирование новых медиа (в частности, OTT-услуги) в разных странах: США, Германии и Словакии.

На данном этапе OTT – это очень перспективное направление, одно из объяснений этому – возможность охватить весь рынок Украины.

Общий вывод, который можно сделать после проведенного анализа: главной чертой регулирования новых медиа в этих странах является то, что оно не предусматривает регистрацию для ОТТ-сервисов, которые предоставляют услуги VOD (videoondemand).

Ниже приводим примеры опыта европейских стран и США со ссылками на нормативные документы.

 

Регулирование OTT в Словакии

Сводиться к трем актам:

1) The Act on Slovak Television

2) The Act on Broadcasting and Retransmission

3) Law on ecommerce

Данные акты доступны только в неофициальном переводе

Регуляторный орган – Council for Broadcasting and Retransmission (http://www.rvr.sk/en/ )

The Act on Broadcasting and Retransmission (Акт) дает определение «on-demand1» и «ретрансляции2»

Показ контента (VOD)

1) Согласно статьи 27 Акта Провайдер услуги on-demand должен иметь 20% контента, происходящего из стран Европы, и должен быть готов предоставить соответствующую статистику Регуляторному органу.

1 an on-demand audiovisual media service is a service of a primarily economic nature for the viewing of programmes at the moment chosen by the user, provided by electronic means of communication 3aa) at the user’s individual request on the basis of a catalogue of programmes compiled by the provider of the on-demand audiovisual media service for the purposes of providing information, entertainment or education to the general public; the provision of audio recordings shall not be deemed an on-demand audiovisual media service…”

2 retransmission is the reception and simultaneous, full and unmodified transmission of an original broadcast of a programme service or its significant part intended by the broadcaster to be received by the public, carried out by means of an electronic communication network 3a) (hereinafter only a “telecommunication network”);

3to conclude a standard contract with every user…”

4 Broadcaster and provider of an on-demand audiovisual media service shall have the duty to ensure easy, direct and permanent public access to the following information:  a) the name, business name or name and surname of the broadcaster or the provider of an ondemand audiovisual media service , b) the address of the seat, business establishment or residence of the broadcaster or the provider of an on-demand audiovisual media service, c) a telephone number, e-mail address or website.

5 to register activity performed under this act as a business activity in the Business Register; he shall be obliged to submit a proposition to record the activity no more than 60 days after the decision on registration of retransmission came into force…”.

 

Необходимость получения лицензии (разрешения) для показа контента (VOD) при использовании технологии ОТТ.

Основываясь на статье 2 Акта, устанавливающей его юрисдикцию, а также других положениях Акта, можно сделать вывод, что для предоставления услуги on-demand регистрация не нужна.

 

Регулирование OTT в США

Федеральные законы, на которых базируется вывод:

  1. Copyright Law of the United States
  2. The Digital Millennium Copyright Act of 1998
  3. Family Entertainment And Copyright Act Of 2005
  4. Cable Communications Policy Act of 1984
  5. Consumer Choice in Online Video Act
  6. Electronic Code Of Federal Regulations

 

Необходимость получения лицензии (разрешения) для показа контента (VOD) при использовании технологии ОТТ.

В законодательной базе не содержится требование получать лицензию (разрешения) для показа контента, используя технологию ОТТ.

Согласно Consumer Choice in Online Video Act всячески приветствуется наличие выбора провайдера ТВ услуг для потребителя.*

Ответственность предусмотрена за нарушение прав правообладателей, но ответственности за вещание «без лицензии (разрешения)» не содержится.

Судебная практика также основана на нарушении «лицензии», как права использовать интеллектуальную собственность, а не на «лицензии», как на разрешительном документе.

Таким образом, для показа контента, используя технологию ОТТ, не нужны разрешительные документы от государственных органов.

*(«…. to promote the public interest, convenience, and necessity by increasing competition, innovation, and diversity in the video programming marketplace;»)

 

Регулирование ОТТ в Германии

Законы/директивы, на которых базируется вывод:

1) Interstate Treaty on Broadcasting and Telemedia

2) DIRECTIVE 2010/13/EU OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 10 March 2010

3) Joint Directive of the German state media authorities governing advertising, product placement, sponsorship and teleshopping on television (TV Advertising Directive)

4) Interstate Treaty on the Protection of Human Dignity and the Protection of Minors in Broadcasting and in Telemedia

5) Access to electronic communications networks Directive 2002/19/EC

6) Act on the Utilization of Teleservices

7) The Act Against Unfair Competition

 

Необходимость получения лицензии (разрешения) для показа контента (VOD) при использовании технологии ОТТ.

1) На федеративном уровне данный вопрос урегулирован вышеуказанными законами и директивами ЕС.

В частности, Interstate Treaty on Broadcasting and Telemedia дает определение Трансляции (Broadcasting).

В понимании этого закона, Трансляция — это сервис по предоставлению линейной информации и коммуникации. Это означает передачу сигнала в виде динамических изображений или звука согласно графику одновременно для широкой публики, используя электромагнитные колебания. При этом, сигнал передается в зашифрованном виде и может быть доступен за определенную плату. *

*a linear information and communication service; it means the provision and transmission of offers for the general public for simultaneous reception in moving images or sound along a schedule, using electromagnetic oscillations. The term includes offers which are transmitted in encrypted form or can be received against special payment.

2) Стоит также отметить, что Interstate Treaty on Broadcasting and Telemedia предусматривает, что если каналы ретранслируются на всю страну или законно ретранслируются на территории Европы, а также соответствуют условиям и требованиям Европейской конвенции о трансграничном телевидении, то для ретрансляции таких каналов не нужно получения разрешений от государственных органов.

В случае, если каналы не соответствуют условиям и требованиям выше указанного закона, Европейской конвенции о трансграничном телевидении, то нужно уведомить об их ретрансляции государсвенные органы с указанием правообладателя и предоставления копии лицензионного договора.

3) В этом же законе содержится понятие – Телемедиа (Telemedia), которое включает в себя все, что не входит в понятие трансляции, сюда же попадают онлайн магазины, показ контента (VOD)***, сервисы загрузки музыки и т.п.

В статье 54 четко обозначено, что Телемедиа не требует никаких лицензий или регистраций**

Соответственно, для показа контента (VOD) регистрация не нужна.

** «Telemedia within the framework of the law require no license or registration.» – http://www.die-medienanstalten.de/fileadmin/Download/Rechtsgrundlagen/Gesetze_aktuell/15_RStV_english_01-01-2013.pdf

*** “…on-demand audiovisual media service’ (i.e. a non-linear audiovisual media service) means an audiovisual media service provided by a media service provider for the viewing of programmеs at the moment chosen by the user and at his individual request on the basis of a catalogue of programmes selected by the media service provider;”

В свою очередь, DIRECTIVE 2010/13/EU содержит определение on-demand сервисов и их общее регулирование, такое как: содержание контента, происходящего из стран Евросоюза, отсутствие порно-контента, отсутствие контента со сценами насилия над детьми, соответствие нормам морали и т.д.

Кроме того, DIRECTIVE 2010/13/EU не содержит требования получать лицензии или разрешений для on-demand сервисов, а также устанавливает, что если национальное законодательство страны Евросоюза будет устанавливать к таким сервисам более жесткие правила, нежели есть в данной директиве, то они подлежат утверждению на уровне Евросоюза. *

*”On-demand audiovisual media services are different from television broadcasting with regard to the choice and control the user can exercise, and with regard to the impact they have on society. This justifies imposing lighter regulation on on-demand audiovisual media services, which should comply only with the basic rules provided for in this Directive.”

4) Act on the Utilization of Teleservices содержит определение Провайдер*, а также положение о том, что Провайдер не несет ответственность за контент, к которому он только предоставляет доступ.**

* …”providers” means natural or legal persons or associations of persons who make available either their own or third-party teleservices or who provide access to the use of teleservices,”

** “Providers shall not be responsible for any third-party content to which they only provide access. The automatic and temporary storage of third-party content due to user request shall be considered as providing access…”

 

Таким образом, для показа VOD-контента, в т.ч. используя технологию ОТТ, получение лицензии или какого либо разрешительного документа не требуется.

Регистрация ОТТ/VOD-сервиса возможна в добровольном порядке и носит больше имиджевый аспект, чем регуляторный. Это message для правообладателей, что ресурс легальный (не более того) и осуществляться в уведомительном порядке.

 

Подводя итоги можно сказать, что при внедрении регулирования ОТТ-сервисов мы должны исходить из принципа разделения ОТТ-провайдеров на:

 

  1. Отечественные и зарубежные STREAM
  2. Отечественные и зарубежные VOD

Деятельность иностранных (нерезидентов) ОТТ/STREAM в Украине должна подпадать под нормы украинского законодательства и быть одинаковой с отечественными провайдерами платного телевидения, о чем необходимо указать прямой нормой в законе (необходимость регистрации в Нацсовете, обязанность must-carry и т.д.).

А вот что касается ОТТ/VOD-провайдеров, то деятельность иностранных (нерезидентов) ОТТ/VOD в Украине возможна, но при условии уведомления регулятора о начале деятельности в Украине.

Требования ко всем ОТТ/VOD должны быть ограничены такими требованиями:

  1. Уведомление национального регулятора о начале деятельности.
  2. Кодирование «взрослого» контента или его трансляция с ограничением по времени.

 

Согласно Директивы Европейского парламента и Совета Европы 2010/13/ЕС от 10 марта 2010  о согласовании отдельных положений, определенных законами, подзаконными актами и административными положениями в государствах-членах относительно предоставления аудиовизуальных медиа услуг (Директива об аудиовизуальных медиа услуги) :

Под аудиовизуальных медиа услугой подразумевается

  • или телевизионное вещание,
  • или аудиовизуальная медиа услуга по заказу.

 

«Аудиовизуальная медиа услуга по заказу» (нелинейная аудиовизуальная медиа услуга) означает аудиовизуальную медиа услугу, предоставляемую провайдером медиа-услуги для просмотра программ в произвольно выбранное время пользователем и по индивидуальному заказу из каталога программ, предлагаемых провайдером медиа-услуг.

Аудиовизуальная медиа-услуга по заказу характеризуется наличием «редакционного контроля»: (c) «редакционная ответственность» означает осуществление эффективного контроля за отбором программ и по организации – в виде хронологического расписания для телевизионного вещания или в виде каталога для аудиовизуальных медиа-услуг на заказ.

 

(58) Аудиовизуальные медиа-услуги по заказу отличаются от телевизионного вещания возможностью со стороны пользователя выбирать и контролировать эти услуги, а также их влиянием на общественность.

(2). Это оправдывает применение ослабленного режима регулирования аудиовизуальных медиа услуг по заказу, который предусматривает соблюдение только основных правил, определенных в этой Директиве.

К аудивизуальной услуге на заказ могут быть применены требования относительно квоты европейской продукции.

(69) Аудиовизуальные медиа-услуги по заказу способны частично заменить телевизионное вещание. Соответственно они должны, по возможности, способствовать производству и распространению продукции европейского производства и тем самым активно участвовать в развитии культурного разнообразия. Такая поддержка продукции европейского производства могла бы, например, осуществляться в форме финансовых взносов на изготовление и приобретение прав на продукцию европейского производства, представление минимальной доли продукции европейского производства в каталогах видео по запросу или презентаций продукции европейского производства в программах электронных гидов.

 

 

Автор: Роман Сагайдак, MEGOGO