Рынок в ожидании: провайдеры больше не смогут прятать своих истинных владельцев Верховной Радой Украины 03.09.2015 принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения прозрачности собственности средств массовой информации и реализации принципов государственной политики в сфере телевидения и радиовещания» (далее – Закон), который вступает в силу с 01.10.2015 года. http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/674-19

Основной целью принятия Закона является обязательство телерадиоорганизаций и провайдеров раскрывать структуру собственности, в том числе конечных бенефициарных собственников.

Законом внесены изменения, в следующие законодательные акты:

1. ЗУ «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания»:

1.1. Расширены полномочия регулятора в части надзора за соблюдением телерадиоорганизациями и провайдерами программной услуги требований по раскрытию информации о конечных бенефициарных собственниках (контроллерах), а именно дополнено ст. 13 указанного выше ЗУ.

1.2. В том числе, внесены изменения в ст. 17 «Акты Национального совета», а именно дополнен п. 2 следующим: «Национальный совет вправе принимать регуляторные акты исключительно в случаях, предусмотренных законом».

Также, ст. 17 дополнено частью 5 и 6 следующего содержания:

“5. Каждый акт индивидуального действия Национального совета должен содержать мотивировочную часть, в которой указываются следующие сведения:

  • ссылка на норму действующего закона Украины, которая наделяет Национальный совет полномочиями принимать указанный акт индивидуального действия;
  • обстоятельства, с наступлением которых законы Украины связывают возникновение у Национального совета полномочий принимать соответствующий акт, а также ссылки на доказательства, которыми подтверждается наступления таких обстоятельств”

 “6. Кроме общих требований, определенных частью пятой настоящей статьи, решение об отказе в выдаче лицензии, решение об отказе в продлении срока действия лицензии должно содержать следующие сведения:

  • основания для отказа: обстоятельства, из которых Национальный совет выходил, принимая решение об отказе в выдаче лицензии или решения об отказе в продлении срока действия лицензии;
  • нормативное обоснование принятого решения: ссылка на норму закона Украины, согласно которой установлены Национальным советом обстоятельства предоставляющее ему право отказать в выдаче или в продлении лицензии;
  • обоснование предпочтения другим участникам: в случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии по результатам конкурсного отбора в решении отмечается, имело ли лицо, в отношении которого принято решение об отказе, установленные законом преимущества на получение лицензии, имели ли другие лица такие же или другие преимущества, из каких соображений исходил Национальный совет, относительно выдачи лицензии победителю конкурса, а не заявителю. “

2. ЗУ “О телевидении и радиовещании”

2.1. Внесены изменения в ст.1 в части определения некоторых понятий, а именно: aаффилированное лицо; владелец субъекта информационной деятельности в области телевидения и радиовещания; существенное участие; цепь владения корпоративными правами; опосредственное владение существенным участием, Связанные лица с субъектом информационной деятельности в области телевидения и радиовещания; публичная компания; структура собственности; субъект информационной деятельности в области телевидения и радиовещания

2.2. Внесены изменения в ст. 8 «Защита экономической конкуренции в сфере телерадиовещания», а именно дополнен п. 1 следующего содержания: нормы этого Закона, а также правовых актов, изданных в его исполнение, не могут трактоваться как ограничение требований Закона Украины “О защите экономической конкуренции”. В частности, ни одно физическое или юридическое лицо единолично и/или совместно с группой связанных лиц не имеет права контролировать любым способом, в том числе из-за влияния на формирование управленческих и/или надзорных органов телерадиоорганизации или путем осуществления контроля собственника телерадиоорганизации (примечание: но не провайдерами), более 35 процентов общего объема соответствующего территориального телерадиоинформационного рынка – общенационального, регионального или местного. “

2.3. Дополнена ст. 12 «Основание телерадиоорганизаций и требования к их учредительным и уставным документам», пунктом 2 части запрета на учреждение и участие в телерадиоорганизациях или провайдерах программной услуги, в частности, органам власти, политическим партиям, предпринимателям, зарегистрированным в оффшорных зонах.

“В Украине запрещается учреждать и участвовать в телерадиоорганизациях или провайдерах программной услуги:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим лицам, которые они основали на всех уровнях цепи владения корпоративными правами телерадиоорганизации, если решение об их создании или положение о них не предусматривает полномочий учреждать телерадиоорганизации;
  • юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям, зарегистрированным в оффшорных зонах, перечень которых утвержден Кабинетом Министров Украины, а также лицам без гражданства;
  • физическим и юридическим лицам, которые являются резидентами страны, признанной Верховным Советом Украины государством-агрессором или государством-оккупантом, а также юридическим лицам, участниками (акционерами) которых являются юридические или физические лица, на всех уровнях цепи владения корпоративными правами телерадиоорганизации и конечным выгодоприобретателем;
  • политическим партиям, профсоюзным, религиозным организациям и юридическим лицам, которые они основали на всех уровнях цепи владения корпоративными правами телерадиоорганизации или провайдера программной услуги;
  • гражданам, которые по приговору суда отбывают наказание в местах лишения свободы или признаны судом недееспособными”

2.4. Дополнен п. 3 ст. 40 «Лицензирование провайдеров программной услуги», а именно расширен перечень документов, которые требуются при получении лицензии провайдера программной услуги, следующими:

в) сведения о структуре собственности заявителя с указанием данных о всех конечных бенефициарных собственниках (контролерах) заявителя и связанных лиц (для каждого из лиц – фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес).

В случае если у провайдера программной услуги нет бенефициарных владельцев, указанная информация подается в отношении всех владельцев и участников провайдера программной услуги и всех физических лиц и собственников и участников юридических лиц на всех уровнях цепи владения корпоративными правами провайдера программной услуги.

Сведения о структуре собственности заявителя должны содержать информацию о всех физических лицах, владеющих долей 10 и более процентов в уставном капитале заявителя, а также обо всех юридических лицах, которые связывают заявителя со всеми его конечными бенефициарными собственниками (контроллерами) (для каждой из физических лиц – фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес).

Дополнен п. 4 этой же статьи «Общая концепция (принципы, основания) отбора программ для ретрансляции (предложения абонентам)» является обязательным приложением именно к лицензии провайдера программной услуги.

2. 9. Провайдер программной услуги обязан:

Ежегодно, до 31 марта, обнародовать на своем официальном сайте и подавать в Национальный совет отчет за предыдущий (отчетный) год деятельности, в котором указываются:

1. сведения о любых изменениях в структуре собственности за отчетный год;

2. сведения обо всех конечных бенефициарных собственниках и связанных лиц;

3. сведения о лицах, которые в течение отчетного года финансировали провайдера программной услуги (кредиты, займы, финансовая помощь и т.д.), если общая сумма такого финансирования от одного лица в течение отчетного года составляла 125 и более минимальных заработных плат.

Форма отчета, порядок его составления и рассмотрения утверждаются Национальным советом.

Также дополнен п. 10 ст. 72. «Санкции за нарушение законодательства о телевидении и радиовещании», следующим:

За непредставление или несвоевременное представление информации, предусмотренной частью второй статьи 59 (для телерадиоорганизаций) или частью девятой статьи 40 (для провайдеров программной услуги) этого Закона, телерадиоорганизация или провайдер программной услуги уплачивает штраф в размере 5 процентов общей суммы лицензионного сбора по всем лицензиям, владельцами которых является нарушитель, согласно статье 31 настоящего Закона.

ВЫВОДЫ

Итак, принятым Законом:

I. Установлена прямая обязанность телерадиоорганизациям и провайдерам программной услуги обнародовать на своем официальном сайте информацию о своей структуре собственности, в том числе возникает необходимость ежегодно подавать отчет в Нацсовет, в котором указывать, в частности: для телекомпаний: – сведения о структуре собственности и об ее изменениях, происходивших в течение отчетного года; – сведения по всем лицам, которые владеют или владели в течение отчетного года прямой или опосредствованным существенным участием, с указанием оснований такого владения, а также сведения обо всех связанных лицах. для провайдеров программной услуги: – сведения о любых изменениях в структуре собственности за отчетный год и по всем конечным бенефициарным собственникам (контролерам) и связанных с ними лиц В срок до 31.03.2015 и ТРО и провайдеры должны подать соответствующий отчет.

II. Закон наделяет Нацсовет правом применять санкции к субъектам, если они не подали, несвоевременно подали информацию о своей структуре собственности, или представлена информация не соответствует действительности.

III. Регулятору предоставляется право делать дополнительные запросы для получения от заявителя информации о юридических лицах, входящих в структуру собственности и копий документов, позволяющих сделать вывод об имущественном состоянии каждого из владельцев заявителя. Кроме того, Закон уполномочивает Нацсовет в случае представления заявителем неполного пакета документов или их несоответствия требованиям ЗУ “О телерадиовещании” или требованиям по прозрачности структуры его собственности принимать решение о возвращении документов без рассмотрения.

IV. Закон регламентирует ограничения лицензионной деятельности, а именно с вступлением в силу закона о медиасобственности Нацсовет может отказать в выдаче лицензии на вещание, если указанные в заявлении ведения о конечных бенефициарах владельцах (контроллерах) не соответствуют действительности или отсутствуют.

V. Регулятор после вступления закона в силу может наложить штраф в размере 5% от общей суммы лицензионного сбора по всем лицензиям медиа или провайдера за непредставление или несвоевременное представление нарушителем ежегодного отчета.

VI. Телекомпания и провайдер программной услуги должны иметь «официальный сайт», при этом понятие «официальный сайт» не достаточно полно раскрыто в действующем законодательстве.

VII. «Государственный реестр телерадиоорганизаций Украины» заменяется более корректным понятием «Государственный реестр субъектов информационной деятельности в области телевидения и радиовещания», в который теперь должны быть включены и провайдеры программной услуги. Это вводит риск, что к провайдерам могут поступать претензии относительно контента телепрограмм.

VIII. Национальный совет теперь может принимать исключительно те нормативные акты, которые предусмотрены законом. Это ставит под сомнение легитимность, например, Положения о лицензировании провайдеров программной услуги. Собственно, законом и так довольно четко прописана процедура получения лицензии провайдера, что само по себе позволяет осуществлять лицензирование провайдеров без принятия особого документа.

ХI. Также появились особые требования к актам индивидуального действия, они должны быть мотивированы.

X. Запрет на учреждение ТРО и провайдеров государственными органами, если об этом прямо не указано в положениях о них.

Подготовил эксперт Телекоммуникационной палаты Украины Олег Завальнюк